Крупные азиатские державы уже давно не могут поделить один малонаселенный горный регион
Разбудите нас через сто лет и спросите, что происходит в мире, и мы ответим: продолжают воевать и строить дороги. Например, как Индия с Китаем. У стран есть претензии друг к другу из-за спорного региона Аксайчин, что находится на границе КНР, Пакистана и Индии. Последний конфликт по этому поводу разразился между странами в мае 2020 года, и его отголоски до сих пор вспыхивают то тут, то там.
Эти бои показали уязвимости вдоль спорной границы, и власти Индии решили их ликвидировать. А как еще это сделать, если не с помощью масштабного строительства дорог, туннелей и взлетно-посадочных полос?
Спор об Аксайчине Китай и Индия ведут еще с прошлого столетия. В 1960-х, когда Мао Цзэдун расширял границы КНР, он ввел войска в регион, представляющий собой широкую высокогорную соляную пустыню, расположенную на высоте в пять тысяч метров. Из-за особенностей региона здесь нет толком ни постоянных поселений, ни местных жителей. Зато у него есть важное стратегическое значение.
Важность его заключается в том, что через Аксайчин проходит дорога. А в Гималаях, с учетом местного рельефа, транспортные артерии важнее любого нефтепровода. Во время войны 1962 года Индия фактически потеряла контроль над Аксайчином. Впоследствии, в 1993 и 1996 годах Дели подписывал с Пекином соглашения о поддержании мира в спорных районах.

Сейчас Аксайчин де-факто контролирует Китай. Для страны это стратегически важная точка, потому что там проходит шоссе, связывающее Тибет и Синьцзян, самые удаленные от центра регионы КНР. Но Индия, которая включает регион в союзную территорию Ладакх, регулярно оспаривает этот вопрос. И чем громче споры, тем больше стороны забывают о заключенных когда-то соглашениях.
Закончилось (хотя на самом деле только началось) все тем, что 5 мая 2020 года в районе Ладакха, вдоль линии фактического контроля, в том числе вблизи спорной территории озера Пангонг, произошло вооруженное столкновение. С тех пор обе стороны начали развертывать здесь дополнительные войска.
При этом Индия исторически не хотела заниматься обустройством инфраструктуры вдоль большей части своей границы с Китаем — власти страны, как сообщает The Wall Street Journal, рассчитывали, что высокие Гималаи и отсутствие дорог отпугнут китайские войска. Более того, они видели в строительстве дорог у границы военную угрозу.

Но столкновение 2020 года показало, что это далеко не так. Дело в том, что пока Индия бездействовала, Китай активно строил вдоль своих приграничных районов железные и автомобильные дороги. В результате, понадобись военным КНР подкрепление во время боя на высоте 4200 метров, Пекин в два счета бы его обеспечил. А вот у Индии на переброску войск по бездорожью ушло бы не меньше недели.
Задумавшись над этим, власти Индии взялись за строительство дорог, туннелей и ВПП в Гималаях — на случай, если столкновения с северным соседом возобновятся.
В ближайших планах Индии соединить высокогорные районы с военными постами и гражданскими поселениями, а еще построить туннель Зоджила на высоте около 3500 метров. Ожидается, что он облегчит задачу снабжения погранпостов в Ладакхе, сократит время в пути на несколько часов и позволит доставлять грузы круглый год. Стоимость строительства — более $750 миллионов (₽59,25 миллиарда).

Другое строительство идет на озере Пангонг-Цо, которое Китай и Индия регулярно выбирают местом для выяснения отношений. Пекин строит там радиолокационные станции, здания, траншеи и новый мост, соединяющий северный и южный берега, расширяет военные базы вблизи водоема. Индия, в свою очередь, модернизирует свои посты вдоль берега и расширяет дорожную сеть.
Есть у властей в Дели еще один проблемный регион на севере страны: в свое время британцы ушли оттуда, толком не разобравшись, кто и как этими землями должен управлять, а теперь там регулярно вспыхивают конфликты и гибнут люди…