Единственным претендентом на покупку выступил ИП Богатый
Российские власти обещали выставить московский аэропорт Домодедово на продажу в начале 2026 года — российские власти сдержали свое обещание. Не все еще успели толком отойти от новогодних каникул, а электронный аукцион уже провели. Правда, победителя в нем так и не определили, хотя покупатель был всего один.
История с продажей аэропорта Домодедово началась год назад. В январе 2025-го Генпрокуратура пришла за бенефициарами группы Дмитрием Каменщиком и Валерием Коганом и еще парой десятков юрлиц холдинга. Причиной повышенного прокурорского внимания стало то, что Каменщик и Коган — иностранные резиденты, а Домодедово — стратегический актив. А резидентам иностранных государств у руля такого предприятия быть не положено.
Чтобы восстановить справедливость, Генпрокуратура подала иск в Арбитражный суд Московской области. В документе, в частности, говорилось, что бенефициары аэропорта «следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике». Летом все того же 2025 года суд полностью удовлетворил претензии и изъял группу в доход государства.
Кроме того, в октябре прокуратура обвинила экс-владельца Домодедово в попытке вывести 18,5 миллиарда рублей.
Тем временем сам аэропорт, когда-то удерживавший второе место в стране по пассажиропотоку, значительно сдал позиции. Падение напрямую отразилось на доходах, и в июле 2025 года новый управляющий директор Домодедово Андрей Иванов прогнозировал, что по итогам 2025 года чистый убыток составит 10 миллиардов рублей.
Тащить дохлую лошадь государство на себе не захотело (и без того расходов хватает), и решило ее продать. Покупатель нашелся. Им оказался индивидуальный предприниматель Евгений Богатый. Он стал единственным претендентом на лот стоимостью 132,2 миллиарда рублей. Но, как сообщает РБК, комиссия не допустила бизнесмена к торгам, потому что он не предоставил все необходимые документы.
Кто мог бы купить аэропорт Домодедово
Домодедово — единственный из крупнейших аэропортов Московского авиаузла, который на протяжении долгого времени оставался полностью частным. В то время как Шереметьево и Внуково сохраняли тесную связь с государством, имена владельцев Домодедово долгое время были окутаны тайной. Лишь в 2011 году, на фоне теракта 24 января, когда от бомбы смертника погибли 37 человек и пострадали 170, и власти стали активно задавать вопросы, официально было объявлено: единственным владельцем является Дмитрий Каменщик.
Пик обсуждений о продаже DME пришелся на 2011–2013 годы. После того как размещение акций в Лондоне сорвалось (инвесторы оценили активы ниже ожидаемых 4,5–5 миллиарда долларов), рынок заполнили слухи о поиске стратегического покупателя.
В списке потенциальных претендентов в разное время фигурировали:
-
группа «Ренова» Виктора Вексельберга (владеющая холдингом «Аэропорты Регионов»);
-
«Базовый элемент» Олега Дерипаски;
-
структуры Аркадия Ротенберга, которые в итоге консолидировали Шереметьево;
-
госкорпорации, рассматривавшие вариант создания единого Московского авиаузла.
Как вы считаете, кто должен управлять аэропортами?
Почему сложно просто так взять и купить аэропорт
Деньги
Основным барьером всегда выступала цена. Дмитрий Каменщик, выстроивший в Домодедово одну из самых эффективных операционных систем в Европе, никогда не был готов отдавать актив с дисконтом. В «золотые годы» авиации стоимость аэропорта оценивалась в диапазоне от 3 до 5 миллиардов долларов. Однако геополитические кризисы, пандемия COVID-19 и последующие санкции существенно скорректировали эти цифры.
Правовые трудности
Вторым фактором были юридические подводные камни. Аэродромы в России принадлежат государству и находятся в аренде, в то время как терминалы и бизнес-процессы — частные. Это всегда создавало риски для инвесторов: успех бизнеса напрямую зависит от того, насколько эффективно государство выполняет свои обязательства по развитию инфраструктуры.
Долги и окупаемость инвестиций
В современных реалиях вопрос продажи или передачи DME в иную форму управления периодически всплывает из-за колоссальной долговой нагрузки и необходимости огромных капитальных вложений. Строительство нового сегмента терминала потребовало миллиардных инвестиций, которые окупаются в условиях ограниченного международного сообщения значительно дольше, чем планировалось.
Да и сумма долгов аэропорта превышает 70 миллиардов рублей. Хотя, говорят, новый собственник разделается с ними в течение года. Осталось только этого нового собственника найти.