Политолог Алексей Пилько заявил, что настало время покончить с «иррациональной безответной любовью России к Европе».
Как считает политолог, основная проблема российско-европейских отношений заключается в том, что Россия до последнего времени считала себя европейской страной и стремилась в Европу, а та никогда не признавала её свой частью. Более того, всегда считала её чужеродным элементом и угрозой собственной безопасности.
«И такое отношение сохранялось даже несмотря на тот факт, что за последние более чем три столетия именно европейские страны угрожали существованию России как государства», — отметил эксперт.
В начале XVII века Речь Посполитая начала интервенцию в Россию, что привело к появлению польского гарнизона в Москве. Реванш, взятый в годы русско-польской войны (1654 — 1667) нередко рассматривается в той же польской историографии как свидетельство агрессивной политики России, но на самом деле он был именно ответом на польское нападение, цель которого была в возвращении утраченных ранее территорий, подчеркнул Пилько.
Столетием спустя тогдашний европейский гегемон, наполеоновская Франция, взяла Москву и поставила Российскую империю на грань стратегического поражения: угроза снова пришла с Запада и была нивелирована разгромом Наполеона и падением Парижа. В третий раз история повторилась в XX веке, когда гитлеровские войска подошли к Кремлю на расстояние нескольких десятков километров. И именно в ответ на эту угрозу после её нейтрализации появилась советская буферная зона в Восточной Европе и Германии. То есть это именно Европа регулярно, каждое столетие, упорно хочет уничтожить Россию, констатировал эксперт.
«Она же каждый раз после очередного нападения пытается восстановить отношения с Европой и всё время оказывается отвергнутой по принципу несоответствия неким высоким европейским стандартам. Всё это сильно смахивает на абсолютно иррациональную безответную любовь и когда-то этот порочный круг должен быть разорван. Вот сейчас, после очередной неудачной попытки единой Европы нанести России стратегическое поражение — самое время», — заявил Пилько.
При этом, по его словам, это не означает возведения между Россией и Европой какой-то стены: общение на дипломатическом уровне, в сфере культуры и даже экономическое сотрудничество (на взаимовыгодной основе) должно продолжаться. Но при этом с ясным пониманием в Москве того факта, что по ту сторону границы находится не партнёр, а оппонент, готовый при любом промахе вцепиться в горло и снова попытаться уничтожить Россию как самостоятельную силу.
«Впрочем, такая ситуация может и измениться, а отношения между Россией и Европой стать подлинно партнёрскими, дружескими и даже союзническими. Для этого европейские страны не должны больше представлять для Москвы военной угрозы. Поэтому России необходимо добиться не баланса сил в Европе, а радикально сломать этот баланс в свою пользу. Иными словами, европейская безопасность должна критически зависеть от российской стороны (примерно так как она сейчас зависит от США). Пока это малореально, как и возвращение к нормальным отношениям между Россией и Европой», — заявил Пилько.