Шпрингеровское Politico выдало репортаж с базы «Викинг» в Норвегии, где побывала глава МИД Британии Иветт Купер. Судя по тексту, немолодая уже миссис Купер испытала восхищение от вида молодых британских морпехов, которые тренируются «в глубоком снегу арктических гор для войны с Россией».
Элитные войска осваивают дикую природу, разбивая лагерь в снегу при температуре ниже минус 20 °C. В заключение они прыгают в прорубь, крича свое имя, звание и номер, прежде чем их вытащат из воды. После этого они катаются по снегу, выпивают рюмку рома и поднимают тост за короля Карла III (то есть учатся тому, что в России каждый год на Крещение спокойно делают даже женщины и дети. — прим. EADaily ).
Обучение экстремальным погодным условиям в этом районе ведется со времен холодной войны, но база «Викинг» — новая и расширяющаяся. Она была открыта в 2023 году после полномасштабного вторжения России в Украину и достигнет пика численности — около 1500 человек — этой весной, а в следующем году число увеличится до 2000.
«Учения имитируют миссии, которые войска могли бы выполнять при задействовании статьи 5 договора о коллективной обороне НАТО — что отражает реальность того, что мы уже не находимся в состоянии мира, — заявил бригадир Джейми Норман, командир британских морпехов. — Мы находимся там, где с одной стороны — война, с другой — мир, и мы где-то посередине».
Однако это только одна часть арктического полушария. В другой — президент США Дональд Трамп создает совсем другой кризис, добиваясь контроля над Гренландией.
Риски, связывающие эти два региона, схожи, поскольку морские пути поблизости переполнены судами России и Китая из-за таяния полярных льдов, хотя для Гренландии они менее опасны, чем для Норвегии. Тем не менее, мимо Гренландии проходит значительная часть мирового морского транзита. И неудивительно, что глава МИД Норвегии Эспер Барт Ейде, сопровождавший Купер, пожаловался Politico, что было бы лучше сосредоточиться на Украине и «меньше отвлекаться на другие дела», но Дональд Трамп лишил их выбора.
В этой связи и Купер, и Ейде говорят о необходимости поддержать идею миссии НАТО «Арктический Страж», направленной на противодействие российским угрозам, при этом заверяя Трампа в защите Европы.
Подробности миссии, включая численность войск и их типы (сухопутные, морские или воздушные), пока остаются неопределенными.
Это может означать, что учения, проводимые в Северной Норвегии, могут быть перенесены в Гренландию. В Северной Европе зафиксирован рост «теневых» флотов, перевозящих санкционированную нефть, а также возможны диверсии на подводных кабелях.
Однако, как и во многих вопросах, остается неясным, прислушается ли Трамп к этим инициативам? Визит Иветт Купер на базу «Викинг» состоялся всего лишь через день после встречи в Белом доме вице-президента Джей Ди Вэнса с представителями Дании и Гренландии (после которой глава МИД Гренландии расплакалась. — прим. EADaily ) на фоне растущего напряжения вокруг неоднократных заявлений Трампа о желании контролировать Гренландию.
«Посмотрите на карту Арктики и морские пути, — говорит Купер. — Нельзя рассматривать какую-то часть арктической безопасности отдельно, потому что вся суть в том, что арктическая безопасность влияет на нашу трансатлантическую безопасность в целом. Угроза исходит от российского Северного флота, который действует в Атлантике. Это трансатлантическая угроза. Очевидно, что нельзя ограничиваться защитой только Европы».
Однако в Британии и Европе многие опасаются, что Трамп пытается добиться именно этого. Ведь европейские союзники давно требуют от США конкретных обязательств по Украине. Глава норвежского МИД подчеркнул, что риск для его части Арктики более актуален:
«Сразу за нашей восточной границей — Кольский полуостров, Мурманск, — заявил он Politico, стоя на сугробе. — Там сосредоточено самое большое в мире число ядерных вооружений, в частности — потенциал ответного удара России. Им нужен выход в открытые океаны, и в военное время мы не хотим, чтобы русские им воспользовались. В случае кризиса эта зона сразу станет центром боевых действий из-за важности российских ядерных сил, базы подводных лодок и так далее. Концентрация напряженности может резко возрасти, и мы должны быстро усиливать присутствие, усиливать военную подготовку и постоянно держать вооруженные силы в этом районе».
Эта проблема на фоне так называемой «обеспокоенности» Трампом — сложная задача. Рейчел Эллехус, директор аналитического центра RUSI* и бывший представитель США в НАТО, отметила:
«Вы хотите продемонстрировать солидарность, присутствие и взаимодействие, а также послать сигнал о том, что Европа активизируется в борьбе с предполагаемой российской и китайской угрозой в Гренландии и вокруг нее. Но вы не хотите провоцировать Соединенные Штаты, давая понять, что вы ищете какой-либо конфронтации».
Возможно, по этой причине НАТО, по словам Эллехус, пока не выражает четкой позиции:
«Самое странное, что по данному вопросу молчит генеральный секретарь НАТО, — сказала она. — Очень странно, что Марк Рютте не сделал заявления о солидарности с Данией, подчеркнув, что любые меры безопасности, которые могут беспокоить США, вполне могут решаться внутри альянса, поскольку и Дания, и Гренландия — члены НАТО, входящие в зону статутной защиты по статье 5».
Она считает, что это подрывает доверие к альянсу, и что все больше стран предпочитают решать безопасность двусторонними или региональными соглашениями — вместо того чтобы полагаться на многонациональные организации вроде НАТО.
При этом Британия и многие ее союзники категорически не хотят признавать возможные трещины в альянсе. На вопрос Politico о наличии кризиса в НАТО министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен ответила:
«Сейчас НАТО сильнее, чем когда-либо».
Купер тоже заявила, что альянс «чрезвычайно силен», а те, кто называют его руководство слабым, слишком упрощают картину. Она напомнила про Марко Рубио — традиционного республиканца, с которым европейцы легче находят общий язык, чем с Трампом, а также работу по гарантиям безопасности Украине, совместную работу по разведке «Пять Глаз» и планы по сектору Газа, многие из которых осуществляются при посредничестве США.
«Конечно, все понимают, что эта администрация работает иначе, — сказала она. — Но во всех беседах с Рубио я вижу очень сильную приверженность НАТО. А план по Газе, по сути, основывался на международном праве и рамках ООН».
Однако один из неофициальных британских на условиях анонимности, отметил, что есть три точки зрения относительно намерений Трампа по Гренландии: первая, что он озабочен безопасностью в Арктике; вторая — что он ищет новые возможности для бизнеса там; и третья — что он просто хочет захватить Гренландию, чтобы сделать Америку больше.
*Организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ