Дональд Трамп сказал своим советникам, что с помощью венесуэльской нефти хочет снизить цены на сырье до $ 50, пишет The Wall Street Journal. Однако это выгодно Китаю, а не США, считают эксперты. По их мнению, президент США принимает решение на основании своего понимания реальности.
«Президент Трамп и его советники планируют масштабную инициативу по доминированию в венесуэльской нефтяной промышленности на долгие годы вперед, и президент сообщил помощникам, что, по его мнению, его усилия могут помочь снизить цены на нефть до желаемого им уровня в 50 долларов за баррель», — пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники.
По их данным, рассматриваемый план предусматривает установление контроля США над государственной компанией Венесуэлы Petróleos de Venezuela SA (PdVSA), включая приобретение и продажу большей части ее нефтедобычи.
До последнего времени в экспертных кругах обсуждали, что США выгодно импортировать тяжелую нефть из Венесуэлы — для приспособленных НПЗ на берегу Мексиканского залива. И контроль над латиноамериканской страной может понадобиться в случае, если добыча сланцевой нефти в США пойдет на спад. Однако никто не думает о дешевой нефти.
«Думаю, нет, США нужна нефть по $ 80-$ 90, так как добывать и свой сланец, и венесуэльскую сверхвязкую рентабельно по такой цене. А цены на бензин в США можно и субсидировать за счёт импортных пошлин», — говорит советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников.
С тем, что американскую нефтедобычу не устроят $ 50 за баррель, согласен ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.
«Не знаю, осознает Трамп это или нет, но при 50 долларах за баррель будет снижаться добыча в США, потому что очень много проектов станут нерентабельными. Плюс к тому он, например, требует, чтобы компании сейчас начали инвестировать в Венесуэлу, но все, конечно, будут отказываться, если цена нефти будет еще и по $ 50. Многие месторождения в Венесуэле и так нерентабельны, а при $ 50 страна еще менее привлекательной для инвестиций будет», — говорит Игорь Юшков.
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко приводит данные S&P о том, что при цене нефти дешевле $ 50 снижение добычи в США составит около 1 млн баррелей в сутки.
«Уровень безубыточности для разных нефтедобывающих регионов США различен и по разным оценкам составляет от $ 55 до чуть более $ 60 нефти сорта WTI. В прошлом году глава компании ExxonMobil по добыче и разведке уже заявлял о том, что производители США не будут существенно увеличивать производство, несмотря на призывы американского президента», — замечает Николай Дудченко.
Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков считает, что Дональд Трамп играет снижением цен на Китай.
«Для Китая это благо. Китай-то гораздо меньше добывает и много потребляет. Поэтому дешевая нефть ему выгодна, а то, что выгодно Китаю, невыгодно США», — добавляет эксперт.
Тем временем в Вашингтоне не сидят без дела, и министр финансов США Скотт Бессент заявил, что венесуэльскую нефть могут освободить от санкций уже на этой неделе.
А еще — на прошлой неделе Дональд Трамп встречался с руководителями крупнейших нефтегазовых компаний мира по Венесуэле. И, как пишет старший научный сотрудник берлинского Центра Карнеги Сергей Вакуленко, только один человек рискнул намекнуть президенту США на реальное состояние дел.
«Нашелся ровно один человек, Даррен Вуд, глава ExxonMobil, не постеснявшийся отрезать хотя бы тоненький ломтик правды-матки на предмет того, насколько сейчас, по крайней мере, ему интересна Венесуэла. Все прочие благодарили партию и лично товарища Трампа за их счастливую старость (народ там собрался в основном в летах) и за широкие перспективы, открывающиеся благодаря его мудрому руководству», — пишет эксперт.
Он отмечает, что Трамп сам называет причину вмешательства в дела Венесуэлы нефтью — чтобы досталось Америке, но не досталось ее врагам.
«При самых благоприятных условиях венесуэльская добыча будет расти не так быстро и приносить не самую звездную маржу. В принципе, Вуд, хоть и посыпая свои слова сахаром, примерно это и сказал», — заметил Сергей Вакуленко. Сам глава ExxonMobil сообщил Трампу: «Наши активы там дважды конфисковали, и можете представить, что для третьего возвращения потребуется довольно значительные изменения по сравнению с тем, что мы видели раньше, и по сравнению с тем, что есть сейчас. Сегодня в это нельзя инвестировать».
«Но тогда у наблюдателей есть законный вопрос, а что Трамп дурак, что ли, совсем этого не понимает?», — задается вопросом старший научный сотрудник берлинского Центра Карнеги и считает, что Трамп искренне верит если не во все, то во многое из того, что говорит, и принимает решения на основании своих вычурных представлений о реальности.
«И похоже на то, что в нынешнем Белом доме сложилась культура, в которой не находится храбрых дураков говорить начальнику, что он заблуждается. Честно говоря, несколько устрашающая картина», — добавляет Сергей Вакуленко.
При этом и сам Трамп, судя по всему, внимательно следит за тем, что ему говорят. По крайней мере, публично. Сегодня хозяин Белого дома отреагировал на замечание главы ExxonMobil, сообщив, что склонен не пускать американского нефтегиганта в Венесуэлу, передает CNBC.