В 1995 году ВВП Японии превышал не только параметры китайской экономики, но и всей азиатской вместе взятой. Сейчас аналогичная ситуация с экономикой Китая — его показатели превышают не только валовый продукт Японии, но и почти всей Азии вместе взятой.
Об этом пишет в своём телеграм-канале украинский экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ. Он находит общие черты в развитии экономик двух стран, а также предполагает, что КНР в ближайшее время может столкнуться с теми же проблемами, что и Япония.
По мнению эксперта, основная причина «бокового» тренда Японии на протяжении последних 30 лет — это демография. Население сейчас социализируется через потребление, а не производство и главный драйвер экономического роста — потребление. Поэтому старение населения, рост накоплений вместо потребительских трат — все это важнейшие причины замедления экономики Страны Восходящего Солнца. ВВП Японии практически не изменился за 30 лет и составляет порядка 4 триллионов долларов. А вот ВВП Китая вырос в десятки раз.
Вторая причина — утрата экспортного потенциала. Ещё в 80-х годах XX века Япония пошла на поводу США, подписав соглашение Плаза — укрепила йену по отношению к доллару. В итоге страна получила структурную утрату внешних рынков сбыта. Кстати, США сейчас постоянно требует, чтобы Китай укрепил юань, но Пекин на это пока не соглашается.
Третья причина — избыточная ликвидность на рынке капитала, что приводит к дефициту направлений инвестирования и падению до нуля средней нормы отдачи капитала. В Японии это привело к кризису на рынке недвижимости и в банковской системе в начале 90-х годов прошлого века.

Но Китай здесь проводит иную политику, ограничивая внешний приток спекулятивного капитала. Кризис на рынке недвижимости в КНР возникает с точки предложения («пустые города»), а не с точки спроса (гиперрост цен и ипотеки). Рост цен есть, но он не гипертрофированный. Поэтому в Китае и появляются города-«фантомы» как следствие кризиса перепроизводства, а не перегрева со стороны спроса и ипотеки. Здесь ограничивают не классическую ипотеку, а суррогатные формы займов под покупку недвижимости.
Поэтому, единственный схожий момент в истории замедления экономик Японии и Китая — это демография. Политика «одна семья — три ребенка» вместо «одна семья — один ребенок» уже не изменит ситуацию. Возник временной лаг в 30 лет, поэтому неизбежно будет проседание демографии.
В некоторых моделях, население Китая к концу столетия может составить 700-800 млн человек (в Нигерии может к тому моменту быть больше) и удельный вес пожилого населения станет критически высок. Правда, в отличие от Японии, Китай может «вытянуть» роботизация и ИИ. А также запуск масштабных социальных программ, в первую очередь, пенсионных (для стимулирования внутреннего платежеспособного спроса).
В настоящее время ВВП Японии — это региональный валовой продукт нескольких китайский провинций.