Рассказываем о подобном происшествии на Аляске
Финвала выбросило на берег в Анкоридже на Аляске, и он пролежал там несколько месяцев. Затем директор музея, который сам себя называл «чудаком», составил план. Как ему удалось увезти 40-тонную тушу и что из этого вышло, написали журналисты The Guardian.
Почему гибнут морские гиганты
Во время смерти кита его тело опускается на дно морских глубин в результате преобразующего явления, называемого «падением кита». Смерть кита запускает взрывной рост жизни, которого достаточно, чтобы питать и поддерживать глубоководную экосистему на протяжении десятилетий.
Существует множество причин, по которым киты могут погибнуть. Мигрирующие киты сбиваются с пути и, не найдя дорогу обратно в незнакомых водах, оказываются на мели. Они могут погибнуть от голода, когда исчезает их добыча, или стать добычей хищников, таких как косатки. Они попадают в прилов, запутываясь в рыболовных лесках и сетях. Массовая гибель китов связана с аномальной жарой в океане и последующим цветением токсичных водорослей.
Из-за своих огромных размеров, а также из-за неуклонного роста мирового судоходства киты стали особенно уязвимы для столкновений с кораблями. По оценкам, каждый год гибнет около 20 тысяч китов. Иногда капитан корабля заходит в гавань, не подозревая, что на его носу лежит 40-тонное тело.
Но китов может выбросить и на берег. Что произойдет дальше, зависит от прилива, погоды и существ — людей, птиц, собак, падальщиков, — которые делят эту береговую линию с китами. Иногда мертвый кит становится проблемой, иногда — зрелищем, а иногда — вопросом, на который никто не готов ответить.
Выбор Анкориджа
Прошлой зимой одна из таких смертей произошла на Аляске, когда молодой финвал выбросился на берег недалеко от центра Анкориджа и примерз к приливной отмели. Последствия — месяцы всеобщего восхищения, бюрократические проволочки и неожиданный пилот ВВС в отставке, решивший дать киту вторую жизнь, — показали, насколько запутанными стали отношения с мертвыми китами.
Дилемма Анкориджа — часть более масштабной проблемы: когда кит выбрасывается на берег, кто-то должен решить, что делать с его телом.
16 ноября 2024 года было холодно — около минус 16 градусов, — когда кита выбросило на берег недалеко от центра Анкориджа. Холод чрезвычайно затруднил биологам и ветеринарно-патологоанатомической службе Аляски проведение вскрытия двухлетнего тела.

Ученые и волонтеры из организации по изучению выброшенных на берег морских млекопитающих на Аляске, одетые в непромокаемые комбинезоны, утепленные болотные сапоги и оранжевые рыбацкие перчатки, вырезали четырехугольные куски замерзшей плоти и жира, чтобы получить доступ к внутренним органам кита. Хотя результаты патологоанатомического исследования будут готовы только через несколько месяцев (и не позволят установить точную причину смерти), ученые не обнаружили явных признаков болезни, недоедания или тупой травмы, полученной при столкновении с судном.
Чтобы решить, что делать с телом, Национальная ассоциация океанических и атмосферных исследований (Noaa) использует блок-схему — классическую матрицу принятия решений в государственном секторе, которая помогает чиновникам решить, что делать с мертвым китом. Учитываются следующие факторы: можно ли переместить кита, не разрушив его разлагающуюся плоть? Сколько газа, образующегося при разложении клеток, скопилось внутри?
Другими словами: есть ли на городском пляже бомба замедленного действия? Если вам нужно переместить кита, тело которого, в зависимости от его возраста и вида, может быть крупнее любого из когда-либо живших динозавров, то возможны следующие варианты: сжечь тушу, закопать ее, утопить в открытом море или отправить на свалку.
Тело кита сковали морозы
Но решение затянулось. Весной, когда морской лед начал таять, растаял и кит. Его запах стал проблемой, особенно для жителей Анкориджа, чьи дома стоимостью в миллион долларов расположены на берегу моря, буквально в нескольких шагах от туши. Нужно было что-то делать.
Джеймс Гроган (James Grogan), бывший летчик-испытатель ВВС, ставший директором музея, тоже наблюдал за происходящим. Он называл себя «ультраконсервативным чудаком» и прослужил в армии 23 года.
Выйдя на пенсию, он стал волонтером в почти закрытом Музее транспорта и промышленности Аляски, который открылся в Анкоридже в 1967 году под названием «Музей прогресса авиации». Из-за отсутствия финансирования и ослабления руководства музей был на грани закрытия.

Когда он узнал о ките, выбросившемся на берег в Анкоридже, его осенило: если бы он мог доставить кита в музей, он мог бы воссоздать его скелет для экспозиции и дать ему «шанс продолжать учить». Поскольку никто другой, похоже, не хотел или не знал, что делать с китом, он начал изучать, что нужно сделать, чтобы доставить его в свой музей.
Согласно Закону о защите морских млекопитающих, никому, кроме ученых и коренных жителей Аляски, не разрешается тревожить мертвого кита. Не растерявшись, Гроган обратился к коренным народам Аляски, которые первыми получают доступ к тушам китов, и попросил у них разрешения на получение государственных разрешений. Вооружившись письмами от коренных народов, он начал обзванивать кураторов музеев и ученых по всей стране, чтобы получить практические советы, и получил письма от Министерства внутренних дел в Вашингтоне и Департамента рыболовства и охоты Аляски.
В конце концов Гроган получил разрешение на добычу кита в приливной зоне. В марте Гроган набрал добровольцев, в том числе студентов университета в белых защитных костюмах и старшеклассников, которые перенесли ворвань в более подходящее место, где ее, скорее всего, смоет следующим приливом.

Ох, не легкая это работа — из болота тащить … кита
На илистых отмелях команда работала быстро, укладывая извлеченные кости на сани и перевозя их на квадроциклах к ожидающим грузовикам. Тем не менее позвоночник примерз к грязи, и им ничего не оставалось, кроме как оставить его там.
Месяц спустя, в конце апреля, Гроган и несколько добровольцев отправились в путь, на этот раз с мощным вездеходом. Когда становится теплее, грязь становится мягкой и опасной, превращаясь в зыбучие пески.

Команда собрала все кости, какие смогла, прежде чем прилив внезапно поднял тушу и унес ее на запад. Гроган решил, что возвращаться на машине в грязь слишком опасно. Он стал искать подъемный кран. Он уже был готов сдаться.
Затем, неделю спустя, очередной сильный прилив выбросил то, что осталось от плавника, прямо на берег. В тот же день Гроган и волонтер из Службы ветеринарной патологии Аляски вернулись к туше. Они воспользовались бензопилой и отвезли остатки туши на грузовиках.
После того, как кит оказался в музее, прошло еще много времени, прежде чем он смог стать экспонатом. Сначала нужно было избавиться от остатков плоти с костей — для этого его покрыли навозом и сеном.

Иногда гибель кита оборачивается трагедией. Так, в штате Вашингтон заметили редкую косатку с мертвым детенышем — горюющая мать пыталась его оживить.