Президент России Владимир Путин пошёл на "болевой". Ему в этом активно помогает Китай. Запад "вскрикнет" от ужаса, когда осознает, что происходит. Всё уже началось. Дальше – больше.
В октябре Соединённые Штаты ввели всеобъемлющие санкции против нефтяных гигантов России. Их активы в США были заморожены, торговля с ними для международных компаний оказалась под запретом. Меры уже официально вступили в силу. Блокада Западом русского энергетического экспорта укрепилась.
Вдруг США объявляют о санкциях. Я даже не понял, а что происходит-то?
— удивлённо произнёс Владимир Путин в ходе пресс-конференции в Киргизии.

Китайское издание Baijiahao растолковало смысл этих слов: президент России показал, насколько недоволен этим «внезапным» давлением Запада.
Нефть «застряла»?
Ключевой вопрос в том, «застряла» ли русская нефть при всех этих тяжелейших условиях, когда Европа и США продолжают перекрывать нефтепроводы. В Китае уверены, что точно нет. Наметился «тихий энергетический сдвиг».
До начала СВО основным покупателем нефти у России была Европа. Порой туда шло 50% от всего экспорта. Сейчас на долю европейцев приходится меньше 10%. Но теперь сырая русская нефть поступает в Азию, и темпы беспрецедентны. На эту часть мира в этом году, как считают аналитики, придётся 84% экспорта из России.

Крупнейший потребитель – Китай. Ежегодно он импортирует более 100 миллионов тонн нефти. Это почти пятая часть от общего объёма импорта. Индия была вынуждена приостановить закупки летом 2025 года, так как США ввели вторичные санкции. Впрочем, Россия продемонстрировала гибкость, сохраняя низкие цены – экспорт быстро восстановился. Кроме того, косвенное участие в цепочке поставок нефти из России принимает и Турция.
Этот сдвиг — не просто смена покупателей, а системная реструктуризация, охватывающая транспортировку, ценообразование и финансовые расчёты,
— говорится в статье.
Путь в Азию
Русская нефть нашла путь в Азию. Во-первых, укрепился трубопроводный транспорт, который не подвержен морским рискам. Во-вторых, Москва пошла на существенные уступки в цене. Ради сохранения экспорта пришлось согласиться на снижение прибыли, зато это стало мотивацией для азиатских НПЗ, желающих войти на рынок или расширить своё присутствие.

В-третьих, полным ходом идёт дедолларизация. Американская валюта постепенно заменяется юанем. Эффективно работает система трансграничных межбанковских платежей (CIPS), к которой подключено уже 189 государств. Она стала независимым клиринговым каналом для энергетических транзакций между Китаем и Россией. Москва получила институциональные гарантии доступа к ликвидности в юанях благодаря двустороннему соглашению между Народным банком Китая и Центробанком России. Система SWIFT больше не нужна, снизился риск финансовых санкций.
Будучи «мировой фабрикой», Китай также предоставляет России каналы экспорта таких товаров, как оборудование, автомобили и химикаты, формируя замкнутую экосистему «нефть в обмен на товары, товары в обмен на юани»,
— подчеркнули авторы статьи.
Путин пошёл на «болевой» – и от этого выиграла и Москва, и её партнёры, особенно Пекин. Запад мнил себя финансовым гегемоном, но его попытка перекрыть жизненно важный источник русской нефти провалилась. Более того, эти усилия лишь стали катализатором для развития систем расчётов без участия доллара.
Перестройка мирового порядка
В статье делается акцент, что разворот поставок нефти из России на Восток в перспективе необратим. Сотрудничество будет лишь углубляться и расширяться. Идёт обмен персоналом, упрощаются таможенные процедуры, введён безвизовый режим для граждан России.

Реструктуризация пока относительно тихая, но она демонстрирует, что энергетическая безопасность – это нечто большее, чем конкуренция за ресурсы. Это комплексное взаимодействие финансовой инфраструктуры, механизмов ценообразования, транспортных цепочек.
Всё уже началось.
Это не только стратегия преодоления санкций, но и отправная точка для участия в перестройке мирового энергетического порядка,
— пишет издание, напоминая, что основой сотрудничества всегда является доверие, однако США целенаправленно им пренебрегают.
Рано или поздно это обернётся против Вашингтона.