Пенсионная система в России действительно несправедлива. Мы ещё на пенсию не вышли, а деньги уже потрачены. Это правда, которую пытаются затенить, но мы вместе с экспертами расскажем, как всё происходит на самом деле.
По прогнозам лаборатории исследований базового пенсионного дохода Института экономики РАН, к 2045 году система пенсионного обеспечения в России окажется под угрозой из-за старения населения и сокращения трудовых ресурсов.
Госкомпании хотят использовать сбережения граждан, которые составляют около 60 триллионов рублей и хранятся на банковских депозитах, напомнил учредитель Царьграда Константин Малофеев в своей ежедневной колонке на страницах соцсетей. Власти удивляются, почему эти деньги, почти вдвое превышающие годовой госбюджет, не находятся в распоряжении госкомпаний?

По мнению экономиста Максима Довгялло, цифры, представленные в прогнозе, очень похожи на правду. Действительно, сегодняшняя пенсионная система работает неэффективно.
Мы с вами отчисляем взносы на свою будущую пенсию, с каждого заработанного рубля 22 копейки мы отчисляем в Социальный фонд России. И это наши деньги, которые входят в фонд оплаты труда. Мы их не получаем, и эти деньги направляются в пенсионную систему. И если бы эта система была изначально отлажена, то мы без проблем получали бы пенсию в размере не менее 44% от заработной платы. А сейчас — всего 20-25%,
— объяснил экономист в эфире программы «Вечер с Юрием Пронько».
Довгялло напомнил, что до выхода на пенсию человек в среднем платит пенсионные взносы в течение 38 лет, иногда даже больше. И всё это время мы платим 22% от зарплаты. Период дожития, на который рассчитывается пенсия, 19 лет. Соответственно, в итоге человек и должен получать 44% от зарплаты. Арифметика совершенно простая, считает эксперт. Но она не работает:
Но проблема в том, что наши с вами деньги идут не на формирование наших с вами пенсий, а направляются на выплаты нынешнему поколению пенсионеров. Кроме того, они идут ещё и на содержание Соцфонда — на строительство, на ремонты, на выплаты зарплат сотрудникам, на благоустройство территорий. А издержки на всё это растут. Плюс поднимаются пенсии нынешним пенсионерам. И в итоге к тому моменту, когда человек доживает до того момента, когда ему нужно получать пенсию, его средства уже в значительной степени потрачены.
А дальше возникает модель «пирамиды Мавроди», когда для того, чтобы профинансировать следующее поколение пенсионеров, нужно, чтобы кто-то вложил новые деньги в эту систему. И желательно, чтобы их было больше. Но вкладчиков-то становится всё меньше.

По мнению Максима Довгялло, действующую модель пенсионной системы можно было бы сохранить, если финансировать её из бюджетной составляющей, наполняемой за счёт отчислений мигрантов, как это делается, к примеру, в странах Персидского залива.
Тем самым мы могли бы сформировать достойные пенсии. А с учётом того, что эти средства могут инвестироваться, то, в принципе, пенсия в 50-60% от среднего заработка — это вполне достижимый эффект. И это решение. Но этим нужно заниматься. Здесь должны работать миграционные службы. Здесь должно работать Министерство труда. И здесь должно работать Министерство экономики,
— заключил экономист.