Украина сняла ограничения с молдавского порта Джурджулешты, поставки из которого ограничивали из-за «российского следа». Еще раньше санкции сняли с румынского терминала в Констанце, откуда на Украину шло индийское дизельное топливо из российской нефти. Украина не вовремя ввела ограничения, так как все «излишки», в том числе в Венгрии и Польше, начала забирать Сербия, чей главный нефтепереработчик попал под антироссийские санкции США.
«Импорт дизельного топлива через молдавский порт Джурджулешты разблокирован», — сообщает украинское специализированное издание enkorr со ссылкой на источники.
Собеседники издания рассказали, что ограничения сняли с прошлой пятницы, но активного возвращения поставок пока не зафиксировано. Трейдеры рассказали enkorr, что пока не особенно оптимистично настроены по поводу открытия порта, рассматривая его прежде всего как дополнительный конкурентный фактор для украинских портов.
В издании пояснили, что разблокировка молдавского порта произошла волевым решением правительства, чтобы укрепить и расширить каналы топливных поставок из-за угрозы новых ответных ударов российской армии.
В октябре 2023 года СБУ составила список портов, которые, по данным спецслужб, принимали нефтепродукты российского происхождения и Джурджулешты попали в него, так как там фиксировали поставки из небольших российских портов, пишет enkorr. Санкции касались только дизельного топлива.
Консалтинговая группа A-95 подсчитала, что в 2023 году импорт дизельного топлива из Молдавии на Украину составил 304 тыс. тонн, а после блокировки порта, в 2024 году он упал до 9 тыс. тонн.
Как сообщало EADaily , правительство Сербии заявило, что в стране достаточно нефтепродуктов, несмотря на санкции США к главному производителю, которого контролирует «Газпром нефть». Сербские трейдеры выбирают в соседних странах объемы, которые раньше шли на Украину. Например, из румынской Констанцы, куда поступает индийский дизель из российской нефти.
«Топливо идет по Дунаю для тушения дизельного „пожара“: потребность Сербии оценивается в 200 тысяч тонн в месяц (для сравнения, из Констанцы мы брали 120−150 тысяч тонн). Теперь украинские торговцы должны сталкиваться с сербами, которые вместе с объёмами забрали все мелкие баржи, оставшиеся без работы после нашего странного демарша», — писал в enkorr директор украинской консалтинговой группы A-95 Сергей Куюн.