.
МММихаил МакаровДля снижения ключевой ставки выбран осторожный сценарий.
Банк России на заседании совета директоров принял решение снизить ключевую ставку на 50 базисных пунктов до 16,5% годовых. При этом финансовый регулятор впервые признал, что цель по инфляции в следующем году может быть не достигнута, повысив прогноз с 4% до 4-5% «в связи с действием разовых проинфляционных факторов».
Как рассказала председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам принятого решения, «на столе» в эту пятницу было три предложения: оставить ставку как есть, срезать сразу до 16% или ограничиться снижением до 16,5%. В итоге в качестве компромисса между интересами бизнеса и необходимостью реагировать на новые инфляционные вызовы был выбран именно последний вариант.
Накануне заседания ЦБ большинство экспертов прогнозировали сохранение «ключа» на прежнем уровне. Например, первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов, отметив, что заседание совета директоров Банка России будет непростым, предположил, что ключевая ставка все же останется неизменной.
Впрочем, еще месяц назад в материале РБК отмечалось, что аналитики стали хуже прогнозировать траекторию движения ключевой ставки Банка России. За последний год предсказания большинства экспертов не совпали с фактическим решением ЦБ более чем в половине случаев. Ярким примером здесь называется заседание 12 сентября, на котором ставку снизили с 18% до 17%, в то время как большинство экспертов ожидали ее падения до 16%.

В энергетической схватке ЕС-Россия выигрывают СШАУзнать подробнее
На этот раз основными аргументами в пользу сохранения ставки на прежнем уровне назывались рост цен на моторное топливо, планы по корректировке НДС и необходимость компенсировать дефицит бюджета. Однако Набиуллина дала понять, что хотя все это действительно проинфляционные факторы, они носят разовый характер. В целом же картина отвечает базовому прогнозу ЦБ, а значит общий курс на снижение ставки остается в силе.
«Мы в любом случае находимся в цикле смягчения денежно-кредитной политики», — подчеркнула Набиуллина, добавив, правда, что идти вперед теперь придется более осторожными шагами.
В заявлении Набиуллиной среди проинфляционных рисков также называются активизация кредитования темпами, превосходящими прогноз ЦБ, а также рост дефицита кадров.
«Кроме того, увеличились риски для цен на нефть. Для России ситуация будет дополнительно осложняться санкциями. Сохраняется неопределенность в части геополитики», — отметила глава Банка России.
В итоге, по словам Набиуллиной, баланс факторов пока складывается таким образом, что для устойчивого достижения цели по инфляции потребуется более высокая траектория ключевой ставки, чем ожидалось.

Венгрия бежит от «энергетического безумия» ЕСУзнать подробнее
В ЦБ видят, что баланс рисков смещен в сторону роста цен. А поскольку главной задачей остается возвращение инфляции к целевому показателю 4% годовых, нужно более аккуратно подходить к смягчению ДКП, невзирая на давление со стороны тех, кто считает, что «высокие ставки убивают экономику». В связи с этим Набиуллиной пришлось комментировать предложения резко снизить ставку до 15% или даже до 12%. По ее словам, опыт 1990-х годов показывает, что это дорога к гиперинфляции, для борьбы с которой ставку в итоге придется устанавливать на еще более высоком уровне, чем сейчас.
Скорректировав прогноз по инфляции, ЦБ также теперь ожидает в будущем году среднюю ключевую ставку в диапазоне 13–15% годовых, отмечая, что это означает «продолжительный период проведения жесткой ДКП».
«Сигнал остался нейтральным, ненаправленным. То есть ЦБ совсем не уверен в дальнейшем снижении ставки», — отмечает экономист, автор Telegram-канала bitkogan Евгений Коган.
При этом, по его мнению, на следующем заседании по ДКП, запланированном на 19 декабря, в Банке России будут выбирать между еще одним снижением «ключа» на полпроцента и сохранением его на прежнем уровне. «Причем, судя по нейтральному сигналу, больше пока верят в неизменную ставку», — добавляет эксперт.
Михаил Макаров