Зарплаты в конвертах и офисы: что ждет самозанятых после 2026 года
ОСОксана СамойленкоЛегализовались? Поверили государству? Поздравляем — теперь вы лишние. Власти вдруг вспомнили, что самозанятость лишь «эксперимент», который пора завершать. Честный труд в белую оказался убыточен для государства. Для армии фрилансеров же «зарплаты в конвертах» — единственный способ сохранить доход.
Оксана Самойленко
Эксперимент, который пора завершать
Совет Федерации рекомендовал правительству досрочно завершить эксперимент с налогом на профессиональный доход (НПД) — не в 2028-м, как планировалось, а уже в 2026 году.
Сенаторы предлагают оценить результаты эксперимента и проработать меры по недопущению занижения налоговой базы при найме работников.
Самозанятость ввели в 2018 году, чтобы вывести из тени миллионы фрилансеров: репетиторов, мастеров маникюра, дизайнеров — всех, кто получает в год не более 2,4 млн рублей. Они платили 4% налога с доходов от физлиц и 6% — от юрлиц и ИП. Для людей это был реальный шанс выйти из тени — без страха, что завтра нагрянет налоговая и начислит долги и штрафы за «незаконное предпринимательство».
Но теперь этот «эксперимент» хотят закрыть, оставив людей один на один с системой. Альтернативой станут вынужденная безработица и серые зарплаты в конвертах. Но обо всем по порядку.
От дифирамбов — к отказу
Парадокс в том, что еще полгода назад те же сенаторы пели дифирамбы «удачному налоговому режиму», позволившему вывести из тени 13 млн сотрудников. Весной парламентарии утверждали льготы и дополнительные меры поддержки для них. В новостях Совфеда можно найти десятки заявлений о том, что самозанятость «вдохнула жизнь» в микробизнес.
«Практика введения налога на профессиональный доход показала эффективность добровольной уплаты налогов гражданами, раньше находившимися в тени» — слова аудитора Счетной палаты РФ Сергея Шторгина.
Тогда же первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян говорила, что примерно у 40% самозанятых есть основное место работы и этот режим для них — возможность получать легальный дополнительный доход от подработок.
Теперь же — разворот на 180 градусов. От «успеха десятилетия» остались только формулировки о «необходимости анализа и корректировки».
«Армия безработных» и возвращение в серую зону
Эксперты предупреждают: резкое завершение режима самозанятых может обернуться социальной катастрофой.
«Досрочное завершение эксперимента с самозанятыми, как представляется, оказало бы негативное влияние на доверие населения к экономической политике. Те, кто откликнулся на предложение властей к легализации своего микробизнеса, рассчитывают на выполнение условий со стороны государства — в том числе и в части периода, в течение которого условия не изменятся в худшую сторону», — говорит Вера Кононова, к. э. н., замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований.
Самозанятость — это не просто эксперимент, а тот редкий случай, когда мы говорим об успешном эксперименте. Многие поверили государству, легализовали доходы и теперь рискуют оказаться наказанными за честность.
«Крайне важно, чтобы после завершения эксперимента не просто сохранился статус самозанятых, но и не менялись условия. В противном случае это может привести к отказу от работы по новым правилам в виде ухода в тень или прекращения деятельности, что означало бы провал всего эксперимента», — добавляет она.
Менеджер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Елена Ситникова полагает, что на фоне планируемого повышения НДС до 22% с 1 января 2026 года нетрудно предположить, что и режим самозанятости собираются отменить или скорректировать.
«Вопрос, когда это произойдет и какие условия налогообложения будут предложены для этой категории лиц», — отмечает она.
Пока сложно предугадать, что придумают власти: повысят налоги для самозанятых или переведут их на новые налоговые режимы. Но последствия могут быть следующими, полагает эксперт:
- часть самозанятых постарается увеличить цены на свои услуги и столкнется с падением спроса на них;
-
некоторые физлица просто откажутся от продолжения своей деятельности;
-
другие уйдут в тень, перейдя на наличные расчеты.
Треть доходов — в трубу
Возврат людей в офисы — крайне нежелательное последствие. Давайте посчитаем. Если самозанятых заставят работать на ставке, работодателям придется платить не только оклад, но и страховые взносы, НДФЛ и другие отчисления. Получается, чтобы сохранить прежний доход работника, ставка должна упасть примерно на 30–35%.
Простой пример:
- Самозанятый сейчас получает 100 тыс. рублей в месяц, платит 6% налога — итого чистыми 94 тыс. рублей.
- Работодатель, чтобы официально платить те же 100 тыс., вынужден отдать сверху почти 43 тыс. налогов и взносов.
- Чтобы «выйти в ноль», он будет вынужден снизить оклад до 70 тыс. рублей.
Так на ровном месте работник теряет треть своей зарплаты, которая когда-нибудь ему вернется (а может, и нет!) в виде пенсии.
Самозанятость — это не просто налоговый режим. Это тот редкий случай, когда в выигрыше были и гражданин, и государство. Если режим упразднят, миллионы людей снова окажутся за пределами правового поля с зарплатами в конвертах или вовсе без работы. Государство рискует потерять не только налоги, но и доверие тех, кто еще недавно на собственном примере убедился, что в России можно работать честно.