.
ПМПавел МхеидзеПочему инициатива депутата насчет одежды для учителей — это симптом, а не лечение.
В информационном потоке, где каждая инициатива стремится вызвать резонанс, предложение депутата Сергея Миронова о введении доплаты для педагогов на покупку одежды, обуви и аксессуаров, несомненно заслуживает внимания. И не только потому, что оно касается одной из самых важных и, увы, недооцененных профессий. А прежде всего потому, что это предложение — яркий пример глубокого непонимания истинных проблем, имитации заботы и, рискну сказать, настоящей карикатуры на решение системных задач.
Депутат заявляет: «Профессия учителя требует презентабельности». И с этим невозможно спорить. Учитель — это лицо школы, образец для учеников, авторитет. Он должен выглядеть достойно. Но вопрос не в том, нужна ли презентабельность, а в том, как она должна быть обеспечена.
Вместо того чтобы давать учителю «косметическую» доплату на «модный лук», не кажется ли более логичным обеспечить ему достойную оплату труда, которая позволит этому самому учителю самостоятельно, без подачек, формировать свой гардероб, покупать качественную обувь, да еще и иметь возможность достойно жить?
Представьте себе картину: учитель, облаченный в новый, «презентабельный» костюм, купленный на выделенные сверху копейки. Он выглядит хорошо. А что дома? Этот «модный лук» согреет его детей в холодную ночь? Заменит ли он качественные продукты в пустом холодильнике? Заплатит ли за необходимые лекарства? Отправит ли на отдых после очередного года стресса и переработок?
Это предложение — горькая ирония. Это попытка покрасить фасад обветшавшего здания, не удосужившись укрепить фундамент. Это как подарить инвалиду красивые костыли, вместо того чтобы профинансировать операцию, которая позволит ему ходить самому.
Настоящие проблемы учителей не в отсутствии денег на галстук или новую юбку. Они заключаются в низких базовых зарплатах, которые не соответствуют ни интеллектуальному труду, ни социальной значимости профессии, в чудовищной бюрократической нагрузке, отнимающей время и силы от прямого назначения — учить детей. Надо ли еще говорить об отсутствии должного уважения к профессии со стороны общества и, что еще хуже, со стороны некоторых представителей власти? Выгорании, вызванном постоянным стрессом, ответственностью и отсутствием адекватной компенсации, нехватке средств на саморазвитие, повышение квалификации, покупку литературы, посещение культурных мероприятий — всего того, что напрямую влияет на «презентабельность» учителя как личности?
Давать учителю деньги на одежду — это не забота, а демонстрация недоверия к его способности распоряжаться собственным доходом. Это шаг, который унижает достоинство педагога, ставя его в позицию человека, который не в состоянии решить базовые бытовые вопросы.
Настоящая презентабельность учителя начинается с его самоуважения, с его уверенности в завтрашнем дне, с его ощущения собственной ценности. Эти чувства не купишь на целевую доплату за пиджак. Они рождаются из достойной зарплаты, из адекватной рабочей нагрузки, из общественного признания и, самое главное, из понимания, что его труд ценится не на словах, а на деле.
Если депутаты действительно хотят видеть учителей «презентабельными» — пусть начнут с того, чтобы обеспечить им такую зарплату, чтобы они могли купить себе не только «модный лук», но и качественные продукты, свозить семью в отпуск и не думать с ужасом о следующем месяце. Тогда и холодильник не будет пустым, и душа не будет опустошенной, и презентабельность будет идти изнутри, а не из кошелька налогоплательщиков, выделенного на очередную сомнительную инициативу. И это будет настоящая, а не показная, забота о профессии.
Павел Мхеидзе