
Эксперты считают, что такое устройство может спасти сотни жизней
После страшной катастрофы рейса Air India, унесшей жизни более двухсот человек, индийские инженеры представили революционную систему безопасности, которая может изменить будущее авиации. На первый взгляд идея кажется фантастической — самолёт, покрытый гигантскими внешними подушками безопасности. Но, по словам экспертов, именно она способна спасти сотни жизней в случае крушения.
Разработку создали инженеры Эшель Васим и Дхарсан Шринивасан из Института технологий и науки Бирла в Дубае. Система, основанная на искусственном интеллекте, отслеживает высоту, скорость, состояние двигателя и даже реакцию пилота. Если авария становится неизбежной на высоте ниже тысячи метров, подушки автоматически раскрываются за считанные секунды и окутывают фюзеляж, превращая падение в мягкую посадку.
Идея уже вошла в финал престижной премии Джеймса Дайсона, где награждают проекты, способные изменить мир. Разработчики уверены, что «умные подушки» можно будет устанавливать как на новые самолёты, так и на уже существующие, после успешных испытаний в аэродинамических трубах.
Поводом для изобретения стала трагедия рейса 171 Air India в июне этого года, когда Boeing 787-8 рухнул всего через 30 секунд после вылета из Ахмадабада. В катастрофе погибли 241 человек, выжил лишь один пассажир.
Авиация становится безопаснее?
Количество авиакатастроф в январе 2025 года оказалось ниже, чем годом ранее: зафиксировано 52 инцидента против 58 в январе 2024-го и 70 — в январе 2023-го, сообщает BBC. На первый взгляд это подтверждает позитивный тренд: несмотря на стремительный рост числа рейсов, за последние два десятилетия аварий в небе становится меньше.
Однако статистика смертей не так обнадёживает. По данным Daily Mail, 2024 год стал самым трагичным для коммерческой авиации с 2018-го — в авиакатастрофах погибли 318 человек. И уже в 2025-м счет жертв превысил сотню всего за несколько месяцев.
Чтобы понять масштаб, эксперты приводят сравнительные данные. По информации OAG, ежедневно в мире совершается около 106 тысяч коммерческих рейсов. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уточняет: в среднем на 1,26 млн полётов приходится лишь одна авария.
Но даже при таких цифрах каждое ЧП вызывает тревогу. Как объясняет доктор Беннетт из Лестерского университета, главные причины катастроф остаются прежними: технические неисправности, плохая погода и человеческий фактор. «Инженеры, работающие долгие смены, могут совершать критические ошибки. А пилот — это последняя линия обороны, когда что-то идет катастрофически не так», — отметил он.
Ранее мы рассказывали о том, что авиаперелёты остаются одним из самых безопасных видов транспорта. В 2018–2022 годах риск погибнуть в авиакатастрофе составлял 1 к 14 миллионам на рейс, тогда как в 2023 году на российских дорогах погибли около 14,5 тыс. человек. Для сравнения, чтобы смертность от полётов сравнялась с автомобильной, каждый россиянин должен был бы летать по четыре раза в день.
Эксперты отмечают, что страх перед самолётами связан не с реальной опасностью, а с восприятием: медийные репортажи о катастрофах, отсутствие контроля на борту и естественный страх высоты усиливают тревогу пассажиров, несмотря на впечатляющую статистику безопасности.