
В посткапиталистическом мире единственного мирового гегемона уже не будет, многополярная система мироустройства будет значительно менее предсказуемой, чем та, что есть сейчас, считает российский историк, директор Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов.
Эпоха мировой гегемонии США заканчивается, как заканчивается и исторический период иных гегемоний ― военных, промышленных, научных, культурных. Куда переходит мир и каким он будет? Многополярным, либо биполярным? Претендует ли глобальный Юг на статус нового полюса, либо этим полюсом станет связка России и Китая?
На вопросы радио Sputnik Беларусь ответил известный российский историк, директор Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов.
“Исторически победы в борьбе за гегемонию не всегда приводили к появлению нового мирового гегемона. Гегемония – это феномен капиталистической эпохи… Исторически в мировой системе было всего 3 гегемона – Голландия в 17 веке, Великобритания в 19-м и США в 20-м веке”, ― рассказывает Фурсов.
То, что происходит сейчас, это терминальная фаза системного кризиса капитализма, капитализм уходит, кризис 2008-2009 годов подвел черту под капиталистической системой и то, что возникает сейчас ― это уже не капитализм, рассуждает эксперт.”Что-то подсказывает мне, что в посткапиталистическом мире единственного мирового гегемона не будет, скорее всего, будет биполярная система, США еще какое-то время останется одни из полюсов. Сейчас много говорят о многополярной системе или о мультиполярной, но история показывает, что за мультиполярной системой всегда скрывается биполярная, то есть два противника. Это мир, конечно, значительно менее предсказуемый”, ― отмечает историк.
Пока у нас есть уходящий гегемон – США, безусловно, остаются гегемоном при том, что они не могут решить очень многие проблемы, среди которых и проблема Украины, но если говорить об экономической мощи, то даже Китаю и России вместе взятым будет трудновато в этой конкурентной гонке, считает Фурсов.
“Разговоры о том, что ШОС и БРИКС могут решить проблемы и стать альтернативой, ― хорошо, что они есть, но там все равно трения остаются, и кроме того, чем больше стран будет входить в БРИКС, тем менее управляемой будет сама организация … Мир действительно вступил в эпоху заката единственного гегемона ― США, но кто будет следующим гегемоном – я уверен, что им никогда не будет Китай. Вместе с капитализмом уходит и эпоха мировой гегемонии, мы вступаем в совершенно в другую эпоху, где не будет одного гегемона, а будет идти постоянная конкурентная борьба”, ― рассуждает Фурсов.
Смотрите и слушайте наши радиопрограммы на Sputnik Беларусь, а также на платформах ОК, ВК и Rutube.